- Сколько видов рыб существует? Для чего птице перья? Есть ли у насекомых мозги?
Подобные вопросы нам часто приходится слышать от своих учеников. Да, учитель может ответить на них. А если нет? Придется заглянуть в энциклопедии, обратиться к Интернету. Лучше пойти другим путем. Привлечь к поиску ответов самих детей. Ведь возможность самостоятельно искать сведения о мире, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения.
Именно любознательность, жажда новых впечатлений лежат в основе учебных исследований.
Учебно-исследовательская деятельность – это научная деятельность, основанная на познавательной творческой работе учащихся.
Обычно в школе обучение строится преимущественно как процесс трансляции информации.
Может ли образовательная деятельность быть другой?
А. И. Савенков говорит, что «решение это выглядит удивительно просто – обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики…строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания».
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие творческой активности детей. Эта работа может быть фронтальной, групповой и индивидуальной.
Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно объединить в три группы:
Фантастические – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
Например «Всем знакомая незнакомка» (Баба-Яга)
Экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Теоретические – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).
Приведу пример исследовательской работ, проводимой мною на уроке окружающий мир в 1 классе «Почему нужно есть много овощей и фруктов. Витамины»:
Цель урока: формирование умений самонаблюдения у учащихся за состоянием своего организма.
Задачи: сформировать знания у учащихся о витаминах, их классификации, свойствах, значении в жизни человека;
развитие умений самонаблюдений у учащихся;
воспитывать у учащихся толерантность при работе в группах, объективно оценивать себя и других учащихся.
|