Программа внеурочной деятельности
«Край родной познакомимся с тобой»
Пояснительная записка
Предлагаемая для реализации программа внеурочной деятельности «Край родной познакомимся с тобой» разработана в соответствии с программой «Моя родина - Россия», составленной А. В. Поплевко, С. В. Усковым, Н. А. Чесноковым. Программа предусматривает знакомство с историей своего села и родного края, делами знаменитых земляков, легендами, традициями и обычаями предков. Школьники узнают, что село, в котором они живут, прекрасно своей историей, культурой, людьми. Это позволяет осознать себя частицей своего народа, достойным гражданином страны имеющей уникальную историю.
Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача – усвоение ребенком суммы сведений, краеведческих знаний, идет процесс воспитания, формирование просвещенной личности, таких нравственных качеств, патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу своего села, воспитание общей культуры. Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на национальном, региональном материале – конкретной семьи, малой Родины. Изучив историю семьи, села, края, получив о них дополнительные сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности.
Академик Д.С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».
Предлагаемый материал актуален ввиду своей направленности на Федеральный образовательный стандарт начальной школы. Изучение данной программы может быть продолжено в среднем и старшем школьном звене.
Актуальность и новизну программы можно представить следующими уровнями:
- Социальный заказ общества по созданию условий для разностороннего развития ребенка как субъекта деятельности.
- Расширение для учащихся образовательного пространства за счет предоставления новой сферы прикладной деятельности.
- Создание условий для самореализации учащихся и поиска ими дальнейших путей своего развития.
- Приобщение детей к поисково-исследовательской деятельности.
Программа ориентирована на местный материал и даст ребенку богатые знания о родном крае. Данная программа дает возможность привлечь ребят к поисково-исследовательской, экспедиционной работе. А обучение путем открытий – действительно актуальная проблема нашего времени
Цель: расширение образовательного пространства и создание условий для развития культурно насыщенной, толерантной, патриотичной, духовно-нравственной личности ребенка, на основе национальных традиций и его успешной социализации в современном обществе
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей родного края, традициями и обычаями;
- Включить ребенка в активное познание своей «малой родины»;
- Содействовать формированию активной гражданско-патриотической позиции;
- Развивать познавательную и творческую активность, коммуникативные навыки;
- Воспитывать в ребенке высокую духовную нравственность: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым мыслям и чувствам;
- Воспитывать чувство гордости за свой край, своих земляков.
1-й год обучения
- Развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
- Знакомство с символами России.
- Знакомство со знаменитыми людьми края.
- Создание условий для творческой реализации детей.
- Формирование дружного коллектива.
2-й год обучения
- Изучение традиций и обычаев родного края средствами краеведческой деятельности.
- Развития исследовательских навыков у детей и интереса к научной деятельности.
- Составление родословной.
- Продолжение знакомства со знаменитыми людьми края.
- Формирование актива краеведческого кружка.
3-й год обучения
- Углубленное изучение традиций и обычаев родного края средствами краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
- Продолжение развития исследовательских навыков у детей и интереса к научной деятельности.
- Составление разных видов родословной.
- Продолжение знакомства со знаменитыми людьми края.
4-й год обучения
- Закрепление интереса к изучению истории, традиций, обычаев, культуры родного края.
- Самостоятельная разработка проектов определенной тематики.
- Владение глубокими знаниями по краеведению.
- Создание сплоченного коллектива.
Особенности программы
Программа рассчитана на детей 7 - 11 лет.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Срок реализации программы 4 года.
Форма занятий. Программа многофункциональна, вариантная. Структура программы позволяет охватить все аспекты краеведения. Во время обучения у детей формируется эмоционально-ценностное отношение к миру на основе исторического изучения родного края по разным источникам.
Программа позволяет детям развивать и углублять знания о родном крае, которые они получат на уроках. Педагог должен так преподнести материал, чтобы ребята были заинтересованы в усвоении. Тогда они получат удовлетворение от учебной деятельности. Поэтому материал должен подаваться в увлекательной форме, чтобы главными участниками на занятии являлись дети. На занятиях ребята должны быть доброжелательны и раскованы. Для преодоления ребятами затруднений в процессе работы педагог оказывает, в зависимости от интеллектуально-эмоциональных возможностей детей, разные виды помощи:
- стимулирующая помощь (воздействие педагога направлено на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления трудностей)
- эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка)
- направляющая помощь (организация умственной деятельности ребенка, при которой все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет действия ребенка)
Программа предполагает переход к отношениям творческого соучастия в едином процессе. В такой организации участники дополняют друг друга и достигают качественно нового уровня развития. Сотрудничество в разновозрастных группах еще более эффективно; оно позволяет развиваться всем от старших, включая педагога, снимая психологические барьеры неуверенности у одних, амбиции – у других, предполагая проявление терпения, внимательности, коррекции, ответственности. Именно такая атмосфера психологического комфорта, неформального общения, свободного проявления себя наиболее благоприятна для развития творческих способностей каждого ребенка, установления взаимопонимания, глубокого понимания друг друга.
Основные формы проведения занятий – беседа, рассказ, игра, викторина, встречи, экскурсии, экспедиции по сбору краеведческого материала.
Основные способы подведения итогов – викторина, встречи, конкурсы рисунков и стихотворений, творческие работы, выставки, конференции, сочинения, фото выставки.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностными результатами являются следующие умения:
- любить свой народ, свой край, свою Родину;
- уважать и принимать ценности семьи и общества;
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие , так и плохие;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
- учиться работать по предложенному учителем плану
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
- учиться работать в паре группе .
Предметными результатами изучения курса являются сформированность следующих умений:
- отвечать на вопросы учителя
- изготавливать поделки
- уметь отличать животный и растительный мир нашего края
- уметь составлять разные виды родословных
Учебно-тематический план
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс