Тема методической работы:
Формирование основ гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать
о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой,
повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки»
Д.С. Лихачев
В 2010 году Федеральный образовательный государственный стандарт основного общего образования среди личностных результатов освоения основной образовательной программы на первое место поставил воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Одним из ведущих факторов формирования гражданской идентичности у младших школьников является краеведение.
Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине. Являясь классным руководителем, большое внимание уделяю именно гражданско-патриотическому воспитанию. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Только собственным примером, проявляя уважение к людям и к родной земле.
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие - гордость за это. Воспитание патриотизма через краеведение - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий.
Для обоснования актуальности выбора направления была проведена диагностика «Что вы знаете о родном крае?», «Что значит быть Гражданином?». По итогам этой диагностики выяснилось, что многие учащиеся не имеют точного представления о том, что такое гражданственность и патриотизм. Дети владеют недостаточными знаниями о своем родном крае. Таким образом направление которое я выбрала считаю актуальным.
Анализ научной литературы, посвященной явлению идентичности, показывает, что у ученых пришедших к осознанию необходимости разработки понятия «гражданская идентичность», отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления.
Теоретические проблемы изучения гражданской идентичности и социальная практика Дробижева Л.М.
Особенности гражданской идентичности в современной России Томарева И.Г.
К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность Вилкова И.В.
Изучение и анализ опыта в организации учебной краеведческой работы и экспериментальные исследования позволяют установить, что образовательно-воспитательная эффективность краеведческого подхода зависит от сочетания различных методов и приемов его осуществления.
Основная задача учителя в организации учебной краеведческой работы заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае определить наиболее приемлемые методы и приемы осуществления краеведческого подхода.
В своей работе использую методы:
-объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с краеведческой литературой) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов и т.д.);
-частично-поисковый метод, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обучающей;
-исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной краеведческой работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Все эти методы и приемы взаимосвязаны и практически используются в разных сочетаниях.
Многообразие методов, приемов находит свое отражение в формах организации учебной деятельности. Использую индивидуальную, групповую, коллективную формы и их сочетания.
Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации заключается в том, что занятие из класса переносится в ту среду, которая изучается ( лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, игр на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы требуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей.
Наряду с традиционными в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, проблемно-диалогическое обучение; здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, проектные технологии.
Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно – ярко выраженная направленность на развитие духовно-нравственной сферы ребенка. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план.
Очень малое количество литературы, статистических данных, отсутствие справочников заставляют меня по крупицам собирать всё новое, ранее не известное и знакомить с этим материалом своих учеников.
Работая над темой, я определила следующие этапы:
1.Анализ программы государственных стандартов (пояснительной записки, требований к знаниям и умениям обучающихся по предмету).
2.Выявление взаимосвязи уроков и краеведения.
3.Собирание информации о своём крае (районе, области).
4.Создание методических разработок в системе уроков.
5.Накопление дидактического материала:
- карточки-задания;
- алгоритмы выполнения работы;
- рекомендации;
- памятки-инструкции;
- план описания.
6.Создание мультимедийных презентаций по изучению родного края.
Вначале краеведческая работа в моей педагогической практике носила фрагментарный характер. Но постепенно сложилась система, включающая в себя ряд модулей.