Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Путь к успеху. Технологии и местное сообщество»
Пояснительная записка
Курс «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» составлен на основе одноименной программы Интел и направлен на вовлечение детей в решение проблем школы, района, города или села на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Эта программа реализуется в образовательных учреждениях Нижегородской области с 2006 года и может использоваться для организации внеурочной (социальной, проектной) деятельности учащихся начальных классов в течение трех лет.
Модернизация российского государства, внедрение новых образовательных стандартов требую, чтобы система образования содействовала формированию личности выпускника школы, готового к учебному сотрудничеству, способного осуществлять исследовательскую, проектную и информационную деятельность. Такие виды деятельности всегда связаны с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, с риском выбора, преобразованием ситуации, складывающейся в окружающем его социуме, с персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогами, родителями.
Программа «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» формирует у младшего школьника основы исследовательской и проектной деятельности. Сквозной темой курса является местное сообщество — место, где живет ребенок, люди, которые его окружают, мир, который формирует его личность. Программа обращает внимание ребенка на то, что находится вокруг него, учит видеть проблемы и помогает в их решении. В этом заключается новизна и актуальность программы.
Цели курса:
формирование ключевых компетентностей у учащихся посредством интеграции самостоятельной познавательной исследовательской деятельности, направленной на исследование актуальных социальных проблем местного сообщества;
включение младших школьников в посильное решение проблем школы, района, города или села на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Задачи курса:
- развитие у младших школьников познавательных потребностей, умений и навыков исследовательской и проектной деятельности;
- формирование навыков «разумного социального» поведения в обществе;
- развитие навыков командной работы, сотрудничества с учащимися и педагогом;
- формирование личностных и метапредметных универсальных действий через исследовательскую деятельность;
- формирование и повышение грамотности в области информационно - коммуникационных технологий.
Направленность программы
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, переход к стратегии социального проектирования, ориентацию на результаты образования, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества и позволяет выстроить индивидуальные образовательные траектории и траектории индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивая рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Заложенные в программе образовательные технологии критического мышления, кооперативного обучения, проектной деятельности являются основами личностно-ориентированного, развивающего обучения.
Основы информационно – коммуникационных технологий. Под грамотностью в области технологий подразумевается умение использовать компьютерные технологии для общения, решения проблем, сбора, организации и распространения информации. Данный курс позволит учащимся получить практические навыки работы с разнообразными компьютерными программами. У них появится возможность использовать компьютер не только для поиска информации в Интернете, но также для того чтобы рисовать, писать, решать математические задачи и создавать презентации.
Критическое мышление. Критическое мышление включает умение решать проблемы. Существует множество путей решения проблем. Данный курс предоставит учащимся возможность развить и продемонстрировать умение решать проблемы и использовать навыки критического мышления. Так, например, работая над заданиями и проектом, они будут планировать, проверять и обсуждать свою работу.
Сотрудничество. Сотрудничество включает умение работать в команде, а именно, совместную работу с одним или несколькими людьми над решением поставленной задачи. Данный курс способствует развитию различных видов сотрудничества. Учащиеся будут не только вдвоем работать с одним учебником, но и вместе пользоваться компьютером, работая над заданиями и проектом. Это значит, что у каждого учащегося появится возможность работать в паре с партнером, который поможет ему учиться, решать поставленные задачи и творить.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате реализации программы будут сформированы личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.
Личностные результаты формируются по трем уровням.
- приобретение младшими школьниками социального знания и первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни: знаний о правилах поведения в обществе, основах разработки социальных проектов, правилах конструктивной групповой работы;
- получение опыта ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- получение опыта самостоятельного общественного поведения, общественного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми в социальном пространстве, опыта добровольческой деятельности, самоорганизации.
Регулятивные действия:
- регулировать процесс выполнения исследования; четко выполнять требования познавательной задачи;
- самостоятельно формулировать познавательную цель;
- осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- уметь планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль).
Познавательные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- структурирование знаний;
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
- умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- умение осуществлять доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные действия:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и отборе информации.
Для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика (в том числе для самоорганизации собственной учебной деятельности — самоконтроля, самооценки, рефлексии и т. д.).
Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовать собственную учебную деятельность.
Учебно-тематический план