Пятница, 17.01.2025, 01:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальной школы Новоселовой Валентины Валерь...

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


урок по математике 3 класс "Римские цифры"
[ Скачать с сервера (12.68 Mb) ]04.05.2016, 21:32

Цель: познакомить  детей с римскими цифрами и их написанием, дать представление об использовании их на практике.

Задачи:

          систематизировать и обобщить знания о числах и цифрах, формировать представление о римских цифрах и числах, учить читать, записывать, сравнивать числа;

        развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать,  сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; математическую речь и познавательную активность;

         воспитывать взаимопомощь, формировать самоконтроль.

Тип урока:

- урок открытия нового знания.          

Оборудование урока:                  

мультимедийный проектор; интерактивная доска; презентация, палочки,

 

Ход урока:    

 

1. Организационный момент

-Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).

На вас надеюсь я, друзья.         

Мы хороший дружный класс.

Все получится у нас!

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались  открыть новые секреты математике.

- Какое выдающееся событие отмечает весь мир на этой неделе? День Космонавтики, день первого полета человека в космос. Когда это произошло? Кто был первым космонавтом?

Летит в космической дали

Стальной корабль

Вокруг Земли.

И хоть малы его окошки,

Всё видно в них

Как на ладошке:

Степной простор,

Морской прибой,

А может быть

и нас с тобой! (Слайд 1)

- Ребята, вы наверное догадались, что урок у нас будет необычным. Мы с вами отправимся в путешествие на математическую планету. А на какую вы узнаете чуть позже.

 

2. Актуализация знаний

1) На чем летают в космос? (на ракете) Давайте с вами соберем ракету из геометрических фигур. (Слайд 2)

2) Чтобы отправится, нам нужно надеть костюмы космонавтов. Давайте решим с вами задачку. (Слайд 3)

Коля, Саша и   Дима надели разные костюмы. Дима надел не розовый и не белый. Саша – не белый и не голубой. Кто какой костюм надел?

3) Чтобы ракета завелась, надо правильна нажать. Для этого найдите числа, которые делятся на 9 с остатком и без остатка.

4) Ну теперь в путь! Чтобы найти дорогу к планете нам надо передвигаться по звездам-числам от самого маленького числа к самому большому.

5) Мы с вами приземлились на планету. Чтобы выйти нам надо продолжить ряд чисел.  Установите закономерность и продолжите ряд

1)      356, 357, …, … .

2)      671, 670, …, … .

3)      501, 601, …, … .

4)      CLIV, CLV, …, … .

Проверяем, называем. В чем проблема? Все ли задания вы смогли выполнить?

 

3. Открытие нового знания.

Это тоже числа, но записаны они особыми цифрами малознакомыми вам.  Знает ли кто-нибудь, как они называются?  Для того, чтобы разобраться, что это за числа, предлагаю вам совершить путешествие в прошлое этой планеты.

Первобытные люди не знали цифр. У них даже слов таких не было «два», «четыре», «пять». Но считать умели. Называть числа им было необязательно, достаточно было показать их на пальцах. Пальцы и были первыми изображениями чисел, и, если хотите, первым калькулятором. Очень удобно складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Если не хватит пальцев на руках  - не беда, есть еще в запасе пальцы на ногах.

Шли века, тысячелетия. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, стали обрабатывать землю, строить каменные здания. Для всего этого требовались сложные расчеты, а для расчетов – цифры.

У разных народов была своя форма записи чисел.

Древний народ шумеры, живший на территории Междуречья (современный Ирак) лепили из глины пластинки и палочкой выдавливали на ней точки, палочки, узелки.

Египтяне придумали свою систему около 5 000 лет тому назад. Это одна из древнейших систем записи чисел, известная человеку. Древние египтяне на очень длинных и дорогих папирусах писали вместо цифр очень  сложные, громоздкие знаки – символы.

Была своя форма записи чисел и у славян. Она была основана на кириллице (славянской азбуке): над обычными буквами ставились титлы (чёрточки), и тогда буква обозначала число. Такие цифры до сих пор используются  в некоторых церковных книгах, написанных на старославянском языке. Перед вами башенные часы с кириллическими цифрами в Суздале.

Славянская нумерация использовалась в России до 18 века. Современные цифры принято называть арабскими. Способ записи чисел всего несколькими знаками (всего 10) был создан в Древней Индии. Одна и та же цифра могла обозначать число единиц, десятков, тысяч в зависимости от места, на котором стоит. У индусов цифры заимствовали арабы, а от них они распространились по всему миру и получили название «арабские», хотя правильнее их было бы называть всё-таки индийскими.

Пользоваться ими стали в России повсеместно только с 18 века. До этого же времени в официальных бумагах разрешалось ставить только римские цифры.

- А вот и они!

Может быть, кто-нибудь вспомнит, где мы встречаемся с рисскими цифрами? (Нумерация столетий, на циферблатах часов, нумерация книжных томов и глав, нумеруем варианты в контрольных работах, даты рождения часто записывают, используя римские цифры)

 

Итак, кто догадался как называется планета? Значит тема нашего урока?

Тема: Римские цифры.

А что мы будем делать на уроке. Кто сможет сформулировать цель урока.

Цель: научиться читать числа, записанные римскими цифрами; записывать числа римскими цифрами и выполнять с ними вычисления, сравнение.

 Вот мы и прилетели на планету «Римские цыфры». Давайте поближе с ними познакомимся

4. Объяснение нового материала

Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека.

Количество палочек соответствует тому числу, которое обозначает.

I - 1

II - 2

III – 3

А как бы вы записали число 4?

IIII – именно такую четверку можно увидеть сегодня на некоторых циферблатах.

А вот так римляне обозначали пятерку – V. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку, но не вырисовывали каждый палец отдельно. Рисунок был очень простым: V. Положите перед собой ладонь и посмотрите, где прячется пятёрка.

А потом четверку стали изображать вот так: IV - 4   а шестерку так - VI- 6. Кто догадался, почему? (4 – предыдущее число, палочку пишем слева, отнимаем; 6 – последующее, палочку справа, прибавляем.)

Кто из вас знает, как записывается десятка? X.   

Некоторые ученые предполагают, что 10 – это скрещенные руки, а другие придерживаются мнения, что 10 состоит из двух 5. Одну запишем как обычно, а вторая перевёрнута вниз. Вот так: X.

Если рядом записать X X, X X X, какие числа получим? (20, 30)

А это какое число – XI? (11), Как записать число 19?

Какова же особенность римской записи?

-Если меньшую цифру поставить справа (после) от большей, её надо прибавить, а если поставить слева (перед) – отнять.

-Запомнили? Давайте проверим.

 

Физминутка

 

5. Первичное закрепление

Работа по учебнику

1)      с. 46 № 2 Попробуем прочитать и сравнить числа, записанные римскими цифрами (Фронтально)

2)      № 3 выполнить самостоятельно карандашом в учебнике, 1 вариант – верхняя строка, 2 вариант – нижняя. (два ученика за закрытой доской)

Самопроверка

 

6. Моделирование (групповая работа)

Возьмите палочки. В каком классе мы учимся? Сложите при помощи палочек римскую цифру 3, превратите ее в 4, в 6, в 9, в 11.

Логическая задача

Сложите при помощи палочек запись: VI + I =V

Верна  ли она? Переложите только одну палочку, чтобы равенство стало верным.

IV + I = V

 

Физминутка

 

7. Открытие нового знания

Для записи больших чисел римляне использовали другие обозначения

 

 Попробуем при помощи таблицы прочитать, какие числа записаны

 

 

 

 

 

 

Число

Римское обозначение

1

I

5

V

10

X

50

L

100

C

500

D

1000

M

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

1) А теперь вернемся к началу урока и попробуем продолжить ряд цифр

CLIV, CLV,CLVI, CLVII, CLVIII

Потренируемся в записи чисел при помощи римских цифр

Давайте еще раз вспомним Какое выдающееся событие отмечал весь мир на этой неделе? День Космонавтики, день первого полета человека в космос. Когда это произошло?

Запишем некоторые числа римскими цифрами.12 апреля

Сколько длился полет Гагарина? 108 минут

Сколько лет прошло со дня первого полета? 50 лет

После Гагарина в космосе побывал 431 человек

Больше всего в космосе провел космонавт Сергей Авдеев – 747 суток

В открытый космос выходили 149 космонавтов.

2) Решение задачи:

  В Солнечной системе IX       планет, а спутников на XL         меньше.

   Сколько всего планет со спутниками в Солнечной системе?

Решение самостоятельно (1 ученик у доски)

 

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Как вы думаете, почему математики всего мира пользуются арабской системой, а не римской?

(римская нумерация неудобна, записи длинные, умножение и деление в письменном виде производить невозможно)

С чем мы познакомились на уроке?

Где можно встретить римские цифры?

Поставьте себе оценку за работу, используя римские числа.

 

10. Домашнее задание стр. 47 № 7

Категория: файлы по математике | Добавил: валерьевна
Просмотров: 431 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
uCoz