Пояснительная записка
УМК: «Перспектива»
Образовательная система: Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Т.Б. Бука Математика
Тема, класс: Слагаемые. Сумма. 1 класс
Тип: Урок освоения новых знаний и способов действий (изучение нового материала) . Комбинированный, т. к. четко выделяются его части: организационный момент, повторение, постановка целей, практическое применение знаний, проведение итогов
Методы: Словесные ( слово учителя), наглядные (модели и презентации), творческие, практические и проблемно- поисковые, самостоятельная работа, методы стимулирования и письменного контроля.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, карточки, мел, доска.
Формы работы: Самостоятельная, работа в парах, группах, фронтальная работа.
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Реализация такого подхода возможна при внедрении в учебный процесс технологии контекстного обучения. Урок «Слагаемые. Сумма» реализован с использованием этой технологии.
Данный урок состоит из десяти этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс. Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение.
Развитие мотивации происходит с помощью создания проблемной ситуации при решении творческих задач.
Задачи:
Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы «Слагаемые. Сумма », желание узнать новое, осознание своей успешности при освоении темы, проявлять эмоционально – ценностное отношение к труду.
Предметные умения: употреблять новые понятия «слагаемое», «сумма» в речи, умение работать со счётным материалом, сравнивать и обобщать, совершенствование устного счёта, формирование умения решать задачи.
Метапредметные умения:
Познавательные: использовать источники информации для выполнения учебного задания, использовать приобретённые знания в жизни.
Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности и оценивать его.
Коммуникативные: формулировать высказывания, собственное мнение и позицию, адекватно взаимодействовать с партнёром, используя речевые средства, согласовывать позицию и находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
Оборудование: учебник «Математика» Дорофеев Г.В., карточки, мультимедийный проектор.
Ход урока
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Теоретическое обоснование
|
1.Мотивация учебной деятельности.
|
Учитель создает положительный настрой на урок.
- Ну-ка покажи, дружок,
готов ли ты начать урок?
Все ли правильно сидят,
Все ли весело глядят?
Слушайте внимательно,
Работайте старательно.
- Что вы видите на экране?
- Любите ли вы путешествовать?
- Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в сказку.
- Зачем мы туда отправимся?
- Чтобы попасть в сказку, мы должны выполнить волшебные действия. Закройте глаза.
3 раза хлопни,
2 раза топни.
Влево, вправо повернись,
В сказке очутись.
|
Настраиваются на урок
Отвечают на вопросы учителя
- Дорогу.
- Да.
Дети отвечают на вопрос учителя.
Дети закрывают глаза и выполняют задания учителя.
|
Коммуникативные УУД.
Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
Умение оформлять свои мысли в устной форме
|
2. Подготовка к изучению нового материала через актуализацию опорных знаний и фиксирование затруднений.
|
- Откройте глаза и посмотрите на слайд.
- Что вы видите?
- Рассмотрите внимательно камень, что на нем написано? Что значит прямо? Направо? Налево? Давайте проверим.
-А знаете ли вы, где право, а где лево?
- Очень хорошо, давайте проверим, а для этого поиграем в игру. Если я скажу слово «прямо» – вы смотрите на меня, если «право», то вы поднимаете правую руку, если «лево» – то левую руку.
- Молодцы. Справились с заданием. Как узнать, куда нам нужно идти?
Нажимает на вопросительный знак и читает задание.
- Как узнать, в каком примере ответ не самый большой и не самый маленький?
- Какой же этот пример?
- Чем этот пример еще отличается от двух других?
- В какую сторону мы с вами отправимся?
- Как вы думаете, над каким действием мы будем работать?
|
Отвечают на вопросы.
- Лес. Солнце. Камень…
Дети читают. И отвечают на вопросы.
- Да.
Играют в игру.
- Нужно нажать на вопросительный знак.
- Нужно решить их.
Решают примеры.
- Это пример 2+5=7.
- Он решается сложением.
- Мы пойдем налево.
- Над сложением.
|
Коммуникативные УУД.
Умение оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные УУД
Логические
Выдвижение гипотез и их обоснование при решении проблемной ситуации
|
3.Актуализация опорных знаний.
|
-Ребята, я предлагаю вам отправится в сказочный лес, чтобы посмотреть, как сказочные герои занимаются математикой. Перед нами 4 двери, за каждой дверью сказочный герой. Давайте откроем 1 дверь.
Испытание «Яблоня»
- Что ж скрывается за первой дверью. Да это же ежик, он пришел собирать яблоки.
- Какими бывают яблоки?
- А знаете ли вы, что жёлтые яблоки улучшают зрение, красные – память, а в зелёных много железа и витамина С.
- Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их?
- Назовите соседей числа 8 .
- Назовите последующее число.
· Как получить последующее число?
· Назовите предыдущее число.
· Как получить предыдущее число?
· Из каких двух одинаковых чисел состоит число 8?
- Сколько красных яблок сорвал ежик?
- Сколько зеленых?
- Как получили число 8?
- Прочитайте выражение.
|
- Яблоки бывают: желтые, красные, зеленые.
- Яблок всего 8.
- 7 и 9.
- 9.
- Надо прибавить 1.
- 7.
- Надо вычесть 1.
- Из 4.
- Красных яблок 5.
- Зеленых яблок 3.
- 3+5=8
Дети читают по-разному
(сумма чисел, . .. и…, к … прибавить …получится)
Дети предлагают свои версии.
|
Коммуникативные УУД.
Умение оформлять свои мысли в устной форме, при ответе на вопросы
Познавательные УУД
Логические универсальные действия
Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков
|
4. Открытие новых знаний.
|
- Давайте подумаем, а как можно назвать части, которые мы складывали?
Учитель подводи итог, если есть правильный ответ, то хвалит. Если правильного ответа нет, то объясняет.
- Какое действие выполняли, чтобы из частей получить целое?
- Или по-другому «слагали».
- Мы с вами слагали – отсюда и название чисел - «слагаемые».
- Как вы думаете, сколько слагаемых может быть в одном примере?
Учитель подводит итог.
- Таким образом, слагаемых может быть сколько угодно.
- Сколько слагаемых в нашем примере?
- Значит 5 это, какое по счету слагаемое? А число 3?
- Что получается в результате сложения двух чисел?
- Значит число 8 - это сумма.
- Какой вывод можно сделать?
- Слева тоже записана сумма. Это сумма выражения. А справа сумма – результат.
- Прочитайте запись, используя слова: слагаемое, слагаемое, сумма.
- Молодцы.
- Как вы думаете, какая тема урока сегодня?
- Давайте откроем учебник на стр. 22 и найдем правило.
Работают над правилом выполняют № 4.
- Посмотрите на № 4. Прочитайте задание.
- Что нам нужно сделать?
- Давайте попробуем решить примеры и назвать слагаемые и сумму.
|
Дети предлагают свои варианты.
- Складывали
- Два.
- Число 5 - первое слагаемое.
- Число 3 – второе слагаемое.
- Сумма.
- При сложении слагаемых получается сумма.
Дети читают.
- Слагаемые. Сумма.
Ученики открывают учебник, находят и читают правило.
Дети читают задание.
- Составить примеры по таблицы и найти сумму.
Дети выполняют задание
|
Познавательные УУД
Логические универсальные действия
Выдвижение гипотез
Регулятивные УУД
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
|
5.Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
|
Работа в паре
- А теперь давайте поработаем в паре, но сначала вспомним, как мы это делаем.
- Положите на парте 8 палочек. Договоритесь, кто сколько положит.
- Поднимите руки те, кто сидит слева, а теперь те, кто сидит справа.
Первые работают те, кто сидит слева:
составьте 1 слагаемое.
- А теперь задание для тех, кто сидит справа:
составьте 2 слагаемое.
- Запишите полученную сумму и её значение в тетрадь.
- Подчеркните первое слагаемое синим карандашом, второе слагаемое зелёным.
Объясните, что такое слагаемое.
Коллективная проверка. Составление таблицы сложения - состав числа 8.
|
Вспоминают правила.
Дети работают в паре со счетными палочками, выполняя задание учителя.
Дети записывают и подчеркивают.
|
Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками
Познавательные УУД
Логические универсальные действия
Анализ объектов с целью выдвижения признаков
|
6.Применение новых знаний и способов деятельности.
|
Испытание «Поляна с цветами». Работа у доски.
- А вот и вторая дверь. Что же она скрывает.
- Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
- Что вы видите на картинке?
- Давайте поможем бабочке облететь цветы по порядку, показывая и называя числа от наименьшего к наибольшему.
Учитель вызывает одного ученика к доске
-Правильно ли выполнено задание?
- Давайте проверим и проведем физкультминутку для глаз. Следим внимательно за бабочкой, куда она полетит.
- Молодцы. Вы настоящие ученики 1 класса.
На доске прикрепляется табличка со словом «ученик».
- Разгадай-ка, ученик, наш не сложный ребус,
И из слова «ученик» получи «учебник».
- Что нужно сделать?
Учитель подводит к правильному ответу и прикрепляет «+», букву «Б», знак «=» и слово «учебник».
- А теперь заменим слова и буквы числами и получим математическое выражение.
На доске:
ученик + Б = учебник
6 + 1 = 7
- Где в этом примере 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма?
- Кто знает, что мы будем делать сейчас?
|
- Бабочку, цветы с числами, солнышко.
Ученик выходит к доске и выполняет задание.
-Да (нет)
Проверяют, делают физкультминутку.
Дети предлагают свои варианты.
–Добавить букву «Б»
- Мы будем работать в учебнике
|
Коммуникативные УУД
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами
Регулятивные УУД
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Познавательное УУД
Постановка и решение проблем
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: символ-знак
|
7. Первичное закрепление материала.
|
Работа с учебником
Испытание от Красной Шапочки.
- Вот и третья дверка, стой:
За ней сказочный герой.
- Кто же это?
- Конечно же - это Красная Шапочка. Она любит решать задачи. Давайте поможем ей. Откроем тетради и учебник на странице 23 и прочитаем задачу 7.
Учитель читает задачу.
- Что нам известно в задаче?
- Что нужно найти?
- Давайте запишем условие задачи. Что такое условие?
- Как будем решать?
- Какой ответ запишем?
- Найдите в этом выражении слагаемые и сумму.
|
- Красная Шапочка.
Открывают учебник. И слушают учителя.
Работают над задачей.
- Мама испекла 6 пирогов с капустой, а с рисом на 3 больше.
- Сколько пирогов с рисом
- Это то, что нам известно.
- 6+3=9 (п.)
- Ответ: 9 пирогов с рисом.
Дети называют.
|
Познавательные УУД Общеучебные
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
Поиск и выделение необходимой информации через применение методов информационного поиска
|
8. Физкультминутка
|
- Давайте вместе с Красной шапочкой проведем физкультминутку.
|
|
|
9.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний.
|
Испытание от 3 поросят.
Работа в группе
- За следующей дверью у нас 3 поросенка.
- Волк не пускает их гулять, пока они не решат примеры.
Учитель показывает примеры.
Приложение 1.
- Посмотрите сколько их много. Давайте поможем поросятам, чтобы им быстрее выполнить задание, нам нужно разделиться на три команды и решить примеры. Но для этого вспомним правила работы в группе.
- Давайте проверим, как вы решили.
- Молодцы.
- Каких примеров было больше?
- Выберите любой пример и прочитайте его, используя слова, которые мы с вами сегодня изучили.
|
Дети объединяются в группы. Вспоминают правила. Решают примеры на своих листочках.
Проверяют решенные примеры все вместе.
- На сложение.
Дети выбирают пример и читают его.
|
Коммуникативное УУД
Планирование учебного сотрудничества
Познавательные УУД
Логические универсальные действия
Анализ объектов с целью выделение признаков
|
10. Подведение итогов урока. Рефлексия.
|
- Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
- Какое открытие мы сегодня совершили?
- Как называются числа при сложении?
- Поднимите зелёный кружок те, у кого были трудности, но он с ними справился самостоятельно.
- Поднимите жёлтый кружок те, кому с трудностями помогли справиться товарищи.
- Красный кружок те, кто не совсем понял тему урока, и ему нужна помощь.
- Вам понравилось путешествие?
- Что больше всего вам понравилось на уроке?
- Какое у вас настроение? Выберите смайлик и прикрепите его к доске.
- Наше путешествие закончилось. Закройте глаза. И выполним волшебные действия.
3 раза хлопнем,
2 раза топнем.
Влево, вправо повернись
Из сказки ты вернись.
|
Дети отвечают на вопросы учителя. Делятся впечатлениями
Дети открывают глаза
|
Личностные УУД
Самоопределение
Регулятивные УУД
Оценка
Рефлексия выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще нужно освоить.
|
|